«Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых»
Карл Маркс.
Открытие способа получения опьяняющей основы вина, которая оказалась прозрачной, летучей, легковоспламеняющейся жидкостью, с большой способностью растворять различные вещества и не замерзающей даже при сильных морозах, явилось поистине эпохальным открытием. Ведь это было извлечение «духа вина» – «спиритус вини» (Spiritus vini).
Отсюда пошло старинное русское название «спиритус», или позднее – спирт.
Каких только традиций нет на «святой» Руси! Но одна из них самая крепкая. И исторически, и по градусам. «Веселие на Руси пити…» Так было когда-то, так остается и сейчас.
«Но традиции тяготеют, конечно же, не сами по себе, а посредством людей, объединенных, скажем, в праздничную толпу за праздничным столом. Эта толпа, как и любая иная, примитивна и консервативна. Она не выносит новшеств и отличий, непонятного и оригинального, возражений и критики. Ее высшая мудрость: «Не нарушай традиций!» и «Не отрывайся от коллектива!». На что способны люди, становясь обыкновенной толпой, общеизвестно. Люди любят безответственность и силу. Поэтому они стремятся стать толпой, стать массой.
Человек массы любит алкоголь за то, что этот яд уравнивает всех, всех делает одинаковыми. Стремление к спаиванию своего ближнего за праздничным столом – это латентное (скрытое) стремление сделать всех стадом.
И люди хотят быть стадом. И не любят, когда некто из стада высовывается. Высовывающийся из стада, – мнится человеку массы, – метит в пастухи»
(Е. Батраков «Социальный детерминизм и свободная воля»).
Пьянство начинается с рюмочки
Шестнадцатый день рождения. За столом не только дети, но и взрослые. На столе тоже все по-взрослому. Стоят бокалы, шампанское. Хлопоты мамы по столу. Улыбка отца, открывающего бутылку. Хлопок, дымок, шипучее содержимое наполняет бокалы. Звон стекла, первый глоток. То, что еще вчера было под запретом, сегодня разрешено под бдительным родительским оком. Тело обмякло, стало смешно. Смущенные в присутствии взрослых подростки вдруг оживились, заговорили. Включили музыку, родители ушли на кухню, оставив мальчишек и девчонок одних. В следующий раз веселая вечеринка обеспечена парой бутылок легкого вина и уже без родителей. Кто-то попробовал алкоголь впервые под настойчивые уговоры сверстников. Уединяются парочки, кто-то рассказывает неприличные байки, грязные анекдоты. Вот уже первые отравления, все смеются над перебравшим парнем, выдающим икающие звуки. Все дружно тащат его в ванную и отмачивают в холодной воде. Всем смешно и весело. Все только начинается.
До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают "для аппетита", "лечат" вином или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное. В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: "праздник", "семейное торжество", "гости" и т.д. Обычно это бывает, так сказать, "невинная" рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину опасно. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток считает себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если появляется такая возможность. С 14-15 лет появляются такие поводы, как "неудобно было отстать от ребят", "друзья уговорили", "за компанию", "для храбрости" и т.д.
Пьяному и море по колено
Теперь у них есть некая тайна, объединяющая их. Ощущение взрослости и уверенности в себе так привлекательно для молодых ребят. А тут еще парни из соседнего двора «заводятся», хотят выяснить отношения по-мужски. Встреча в парке в десять вечера. На этот раз подростки приняли двойную дозу на душу. Страх ушел, агрессивность толкала на безумные поступки. В руке одного из них сверкнула «розочка» от разбитой бутылки. Разборка была кровавой. Жители вызвали милицию.
Особого внимания заслуживает группа мотивов потребления алкоголя, которые формируют пьянство как тип поведения правонарушителей. В число этих мотивов входит стремление избавиться от скуки. В психологии скукой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоциональным голодом. У подростков этой категории существенно ослаблен или утрачен интерес к познавательной деятельности.
Поиграем в «бутылочку»?
Страсти во дворе поуспокоились. С милицией связываться страшновато. Да и родители пригрозили лишить компьютерных игр и оставить без карманных денег на целый год. Скукотища!.. Ребята торчат в подъезде, думая чем бы заняться? Вчера вон собирались у девчонки из другой школы. Говорят, она и сегодня приглашала. Решили пойти. Вечер утопал в клубах дыма и реках вина. Девчонки раскованные и очень доступные. Ребята разбрелись по углам. От выпитого они не контролировали себя, отдавшись во власть сексуальных страстей.
Проведение свободного времени преимущественно с друзьями характерно для подростков. И хотя подростковые группы складываются стихийно, их составляют ребята, близкие по уровню развития, запросам и интересам. Но если подростковая группа не объединена какой-то полезной деятельностью, в ней преобладает "пустое" времяпровождение скучающих несовершеннолетних и такая группа становится благоприятной почвой для распития спиртных напитков.
Душа болит, а сердце плачет
Наутро им пришлось прочувствовать всю «прелесть» похмельного синдрома. Злые, помятые, с головной болью и звоном в ушах, они нагрубили родителям, прогуляли школу, и отобрав у школьников помладше деньги, купили бутылку, чтобы опохмелиться. На душе было скверно. Чувства вины, пустоты, обиды, собственной никчемности захлестнули их души и не ушли после приема алкоголя, а только еще болеее усилились. Тогда кто-то произнес: «Эх, напиться бы с горя!»
По утверждениям социологов, 96,2 процента людей, злоупотребляющих спиртными напитками, приобщились к ним в возрасте до 15 лет. Из 2 миллионов зарегистрированных российских алкоголиков почти 60 тысяч — дети до 14 лет с установленным диагнозом «алкоголизм». По данным Минздрава и Минобразования, около 80% молодежи с той или иной периодичностью употребляют спиртные напитки, в то время как средний возраст первичного приобщения к алкоголю по России составляет 10–12 лет.
Пей, душа, веселись
Школьный выпускной для многих прошел в пьяном угаре. Родители денег не пожалели, спиртное приносили ящиками. Они хотели, чтобы дети «по-человечески» отметили окончание школы и выход в большое плавание.
Потребление чистого алкоголя на душу населения у нас самое высокое в мире. Оно составляет 18 литров в год. Для сравнения: во Франции эта цифра снизилась с 14 до 12, а безопасной для здоровья нации цифрой является 8 литров.
Я пью до дна за...
Большое плавание началось с большой реки алкоголя по законному поводу. Отмечали с друзьями, с родителями, с их друзьями, с подружками. А потом отмечали сдачу экзаменов, поступление институты, техникумы, училища, а потом отмечали расставания, знакомства, первые зачеты, окончание курса. А потом женились и отмечали вместе с женами.
Согласно статистическим данным, 10 лет назад в России на 10 алкоголиков приходилась одна женщина, сейчас уже четыре.
Третьим будешь?
Наступило время жатвы. Семьи распадались. Кто-то деградировал, превратился в бомжа. Кто-то еще держался, брал липовые больничные листы и украдкой пил в обеденный перерыв. Кто-то напивался после работы, проводя время с друзьями, точнее с собутыльниками. Кто-то «ни-ни» после кодировки, вел замкнутый образ жизни, бил жену, давал подзатыльники сынишке и пинал собаку от злости. Некоторых не стало в живых, кто-то сидел срок на зоне. Были и такие, которые только по праздничкам выпивали. Правда зачастую праздники переходили в запой. И случались все чаще.
Однажды, в шестнадцатый день рождения ребенка, по случаю семейного праздника, рука родителя налила бокал шампанского.
В России за последние пять лет резко возросло число насильственных смертей - от несчастных случаев, отравлений, травм - в 1,8 раза, от отравления алкоголем - в 2,7 раза. Число самоубийств увеличилось в 1,6 раза, убийств - в 2,1 раза. Большинство из этих смертей связано со злоупотреблением алкоголем.
Известно, что 50 процентов всех преступлений связано с употреблением алкоголя.Так, по данным специалистов, около 60 процентов убитых и 80 процентов убийц во время преступления находились в нетрезвом состоянии.
Но статистика дает далеко неполную картину. По мнению отечественных экспертов, учитывается лишь каждый десятый случай. Это значит, что в России сейчас более 20 миллионов (!) алкоголиков.
А более ста лет назад великий русский писатель Лев Николаевич Толстой изучал проблему пьяных традиций в России.
В статьях «Пора опомниться», «Обращение к людям-братьям», «Для чего люди одурманиваются?» и других он пишет: «И что удивительнее всего – это то, что люди гибнут от пьянства и губят других, сами не зная, зачем они это делают. В самом деле, если каждый спросит себя, для чего люди пьют, он никак не найдет никакого ответа...
И что же? И не вкусно вино, и не питает, и не крепит, и не греет, и не помогает в делах, и вредно телу и душе – и все-таки столько людей его пьют, и что дальше, то больше. Зачем же люди пьют и губят себя и других людей?.. «Все пьют и угощают, нельзя же и мне не пить и не угощать», отвечают на это многие, и, живя среди пьяных, эти люди точно воображают, что все кругом пьют и угощают. Но ведь это неправда... Не все пьют и угощают. Если бы все пили и угощали, то жизнь сделалась бы адом...
Если сцепились рука с рукой люди пьющие и наступают на других людей и хотят споить весь мир, то пора и людям разумным понять, что и им надо схватиться рука с рукой и бороться со злом, чтобы и их детей не опоили заблудшие люди».
«Что же несет человеку водка? Самое ужасное последствие пьяных напитков – то, что вино затемняет разум и совесть людей: люди от употребления вина становятся грубее, глупее и злее».
Л.Н. Толстой много размышляет над тем, кто повинен в распространении этого безнравственного порока. «...Обыкновенно считают достойными осуждения, презренными людьми тех пьяниц, которые по кабакам и трактирам напиваются... Те же люди, которые покупают на дом вино, пьют ежедневно и умеренно и угощают вином своих гостей... – такие люди считаются людьми хорошими и почтенными и не делающими ничего дурного. А между тем эти-то люди более пьяниц достойны осуждения».
Прошло более ста лет с тех пор, как Толстой опубликовал эти понятные многим истины. Казалось бы, все ясно – «водка – яд». Но ничего не изменилось за эти годы в нашей стране. Хотя нет. Изменилось в худшую сторону. Неужели настолько силен этот «спиритус вини», дух вина? Но если проблема духовная, то и решение ее должно лежать в духовной плоскости.
Сильнее водки только Бог.
Комментарий автора: Статья была написана и опубликована еще несколько лет назад, задолго до начала антиалкогольной программы в России. Но тема пьянства всегда была актуальна в России: и сто лет назад, и сегодня...
Ирина Платонова,
Россия, Ярославль
Следую за Иисусом Христом с 1999 года.
Пишу время от времени.
Публикация только с разрешения автора. сайт автора:Слова для пользы дела
Прочитано 3877 раз. Голосов 5. Средняя оценка: 4,4
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности